Именно первая Октавия принесла Skoda Auto a.s. ту популярность, которая у бренда есть сегодня. И это при том, что рынок сбыта даже не вышел за пределы материка. Автомобиль официально выпускался 14 лет и в итоге приблизился к показателям VW — 1.44 млн. проданных экземпляров.

И сегодня на вторичном рынке «чешка» продолжает оставаться востребованной. Давайте познакомимся с этим автомобилем поближе, разберемся в обилии комплектаций, техники, оснащения, плюс поищем альтернативные модели по схожей цене.

История поколения и его особенности

«Октавия» — не новая марка. Автомобиль с аналогичным названием чехи выпускали еще в 60-х годах. Современное 1 поколение Skoda Octavia впервые представили в 1996 году в кузове лифтбек, а через год свет увидела версия Combi в универсальном кузове.

  • В первозданном виде модель выпускалась 4 года, после чего ушла на рестайлинг в 2000 году и прожила на рынке аж до 2010 года. Что интересно, спрос был так велик, что 1 и 2 поколение выпускались параллельно, что не играло на руку последнему.
  • В 2001 году, рестайлинг обзавелся заряженной модификацией RS, которой полагался 180-сильный мотор и спортивная подвеска. Аналогичное исполнение получал и Combi.
  • В России модель также нашла свою нишу. Наш рынок оказался столь перспективным, что после открытия завода Volkswagen Group в Калуге в 2007 году для Октавия выделили отдельную сборочную линию.

Автомобиль, выпускающийся на российских мощностях получил приставку «Tour», так как для нашего рынка «чешка» выпускалась с усиленной подвеской и увеличенной емкостью аккумулятора.

Остается добавить, что 1 поколение собирали в 5 странах: Чехии, России, Индии, Украине и Казахстане. В зависимости от рынка сбыта, модель обозначалась, как: Skoda Octavia mk1, Typ1U, Tour и Drive.

Škoda Octavia RS 1.8T первого поколения после рестайлинга

Škoda Octavia RS 1.8T первого поколения после рестайлинга

Технические характеристики

Октавия первого поколения стала первой чешской моделью, построенной на платформе VW PQ34. Комплектация довольно типичная для гольф-класса:

  • стабилизаторы на передней и задней оси;
  • МакФерсоны спереди и торсионная балка сзади (в отдельных комплектациях на продольных рычагах);
  • задние тормоза барабанные, на передней оси дисковые с вентиляцией;
  • усилитель руля гидравлический;
  • механический стояночный тормоз;
  • привод изначально передний.

Коробки передач на выбор: 5-МКПП (6-МКПП после рестайлинга) и 4-АКПП. Полный привод на муфте Haldex шел в комплекте только с 1.8 л. TSI на 150 л.с., который устанавливался, и на лифтбек, и на универсал.

Фото красной Skoda Octavia 1.9 TDi Ambiente 2004

Фото красной Skoda Octavia 1.9 TDi Ambiente 2004

Моторная гамма Октавия 1 до рестайлинга:

Тип топлива Турбина Объем, л Мощность, л.с. Hm Архитектура Расход (смешанный цикл) Разгон до 100 км/ч, сек
Бензин Нет 1.6 75 135 L4 7.1 14.8
Бензин Нет 1.6 101 145 L4 8.7 11.7
Бензин Нет 1.8 125 170 L4 9.2 10.6
Бензин Нет 2.0 115 170 L4 9.1 10.8
Бензин Есть 1.8 150 210 L4 7.9 8.9
Дизель Нет 1.9 68 133 L4 5.2 19.2
Дизель Есть 1.9 90 210 L4 5.1 13.5
Дизель Есть 1.9 110 235 L4 5.0 11.5
Читать также  Обзор линейки автомобилей Шкода Октавия 4 поколения

После рестайлинга 68-сильный дизель и 125-сильный атмосферник ушли в отставку, а бензиновый мотор на 75 л.с. умерил рабочий объем до 1.4 л. А с выходом RS-версии, в линейке появился 1.8 л. турбомотор на 180 л.с. при 235 Hm. Максимальная скорость выросла до 235 км/ч, а разгон до «сотни» составил 7.9 сек. (неплохо для 2001 года).

Škoda Octavia RS 1.8T первого поколения после рестайлинга

Škoda Octavia RS 1.8T первого поколения после рестайлинга

Комплектации Шкода Октавия 1

Модель производилась в нескольких комплектациях: Base, GLX, SLX и LX. После рестайлинга названия сменили на более привычные: Active (базовая), Classic, Ambiente и Elegance. Полное оснащение топовой версии ниже. В базе Октавия 1 поколения предлагалась:

  • литые диски R15;
  • галогеновая оптика + доп. сигнал;
  • противотуманки спереди и сзади;
  • боковые зеркала с электроприводом;
  • регулируемая по высоте рулевая колонка;
  • тахометр;
  • тканевый салон;
  • механически-регулируемые передние кресла с поясничной опорой и подголовниками;
  • складной диван с разделительным подлокотником (формула 60/40);
  • бортовой компьютер;
  • салонный фильтр и иммобилайзер;
  • кассетный плеер с акустикой на 4 динамика + радио-подготовка;
  • шторка в багажном отделении;
  • сигнализация;
  • полноразмерное запасное колесо.

Активная и пассивная безопасность представлена системами ABS, ESP и TCS. Также в комплекте одна подушка для водителя, трехточечные ремни и крепления для детского кресла Isofix.

Фото Шкода Octavia I с кузовом универсал

Фото Шкода Октавия 1 с кузовом универсал

Внешний вид

Экстерьер

В плане внешности, для 1996 года Шкода Октавия 1 была вне конкуренции среди бюджетных автомобилей. В сравнении с одноклассниками по платформе, она оказалась самой крупной, из-за чего строгий фольцвагеновский дизайн выглядел более презентабельно. А собственная самобытная лицевая часть, гладкие линии кузова, широкая колесная база, короткий свес спереди и длинный сзади сделали этот автомобиль достаточно примечательным в потоке.

Рестайлинг никаких изменений во внешности не принес. Сколько не вглядывайся, никаких нововведений заметить не получится. Впрочем, даже во втором поколении производитель не стал далеко отходить от классических линий предшественника.

Отдельно стоит отметить рестайлинг Октавия 1 в RS-версии. Помимо техники модель снарядили спортивным обвесом, который дополняется небольшим антикрылом, что полностью меняет харизму автомобиля.

Актуальные габариты:

Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Колесная база, мм Клиренс, мм
4511 1731 1429 2512 150
Шкода Октавия 1 поколения в цвете металлик

Шкода Октавия 1 поколения в цвете металлик

Интерьер

А вот над салоном в ходе рестайлинга провели глобальную работу. Если сравнить фото салона Октавия 1 1998 и 2001 года, то можно заметить:

  • перекроенную архитектуру торпеды, где козырек стал в два раза короче, тем самым обнажив центральные дефлекторы вентиляции;
  • новые кресла с более жестким спортивным профилем;
  • полностью измененную эргономику центральной консоли;
  • новый в этот раз симметричный центральный тоннель;
  • более темный пластик и новые ткани.

RS-версия предлагалась в двухцветной отделке. В зависимости от цвета кузова, она могла быть черно-белой, черно-красной и черно-синей. Также в комплекте новый руль, приборная панель (с белыми колодцами) и кресла с ярко выраженной боковой поддержкой.

Салон Шкода Октавия 1 поколения

Салон Шкода Октавия 1 поколения

Системы безопасности и комфорта

Если говорить о комфорте, топовой комплектацией в линейке была Elegance. Также 150-сильному бензомотору и 110-сильному турбодизелю полагалась люкс-версия Laurin & Klement, которая отличалась от Elegance только кожаной отделкой кресел.

Читать также  Обзор Шкода Октавия 2010 года, рестайлинговой версии второго поколения

Помимо базового оснащения, топ-версия Оctavia mk1 (в рестайлинге) получала:

  • ксеноновую оптику;
  • омыватели передних фар;
  • заводскую тонировку по кругу;
  • регулируемый люк на крыше;
  • электропривод водительского кресла с памятью расположения;
  • подогрев передних кресел;
  • комбинированную отделку с использованием эко-кожи и деревянных вставок;
  • электрические стеклоподъемники на каждой двери;
  • кожаный руль;
  • центральный замок и ключ ДУ;

Комплект систем безопасности пополнился подушками безопасности сбоку и одной для пассажира спереди, датчиком дождя, задним парктроником и круиз-контролем.

Фото Шкода Октавия 1 поколения в бордовом цвете

Фото Шкода Октавия 1 поколения в бордовом цвете

Конкуренты и цены на Skoda Octavia 1

Сейчас средние цены на Skoda Octavia 1 варьируются от 140 до 200 000 руб. Рестайлинг — от 250 000 до 300 000 руб. Такой разбег объясняется не только состоянием автомобиля (самому младшему не меньше 10 лет), но еще и обширностью комплектаций.

Если говорить конкретно про рестайлинг Шкода Октавия 1, то самая близкая альтернатива видится в:

  • Mazda3 2003 года. На борту 1.6 на 105 л.с. и 2.0 на 150 л.с. Средняя цена — 240 000 руб.;
  • Opel Vectra 2002 года. Под капотом 2.2 на 147 л.с. Хорошая цена на вторичке — 230 000 руб.;
  • Ford Mondeo 2003 года с 1.8 на 125 л.с. Адекватная цена — 185-220 000 руб.;
  • Volkswagen Jetta 2002 года с 1.8 на на 150 л.с. — до 180 000 руб.

В целом, альтернатива Шкода Октавия 1 поколения есть. Например, Vectra также есть в универсальном кузове. RS-ки на нашем рынке искать практически бесполезно. Они не пользовались спросом на момент продаж, а найти целые варианты нереально.

Шкода Октавия 1 поколения (1998 года выпуска)

Шкода Октавия 1 поколения (1998 года выпуска)

Преимущества и недостатки

Перешерстив тематические сообщества и агрегаторы с отзывами, первой Октавия можно приписать следующие достоинства:

  • большой багажник;
  • плавный ход (хорошая работа трансмиссии);
  • не убиваемая подвеска;
  • отличное соотношение цены/качества;
  • комфортные габариты для городского потока;
  • недорогое обслуживание;
  • презентабельный внешний вид;
  • надежные двигателя.

Тем не менее, ряд недостатков Шкода Октавия первого поколения имеет: тесный салон сзади, плохая шумоизоляция, моторы подъедают масло, 1.6-литровые двигателя слабоваты для этой машины, плохая печка для русской зимы, малый дорожный просвет.

Резюмируя, стоит напомнить, что речь идет о 20-летней модели. И для своего времени — это хороший качественный продукт. Можно даже сказать, что первая Шкода Октавия повысила планку и показала, каким должен быть дешевый народный автомобиль. Нарекания незначительны, живых экземпляров на рынке хватает и еще лет 10 будет из чего выбрать.

В этом ролике рассказывают про Шкоду Октавия первого поколения:

О плюсах и минусах Шкода Октавия 1-го поколения расскажет видео далее: