Почти игрушечный автомобиль, который привлекает взгляды и вызывает интерес до сих пор. Занял почти пустую нишу и навсегда стал культовым.
Содержание
При воспоминании об этом фургончике сразу возникает образ машинки с плавными линиями и большими круглыми фарами.
История Фольксваген Транспортер Т1
Первый прототип легендарного булли с грузовой платформой создали рабочие завода Фольксваген. Увидев компактную машинку, которая бодро тарахтела по территории завода, голландский менеджер Бен Пон почувствовал вдохновение и предложил руководству компании идею серийного производства маленького грузового автомобиля.
Идея понравилась, и в 1949 году первый микроавтобус-транспортер был представлен публике.
Серийное производство началось в 1950, по 60 автомобилей в день.
- Фольксваген Транспортер 1 стоял на раме от Жука, которую переделали – у Т1 кузов был несущим. Малютка отличался хорошей грузоподъемностью – до 860 кг. После некоторых доработок она увеличилась до 930.
- Двигатели сначала были в 25 л.с., затем их заменили на 30-40-сильные агрегаты. Располагались они в корме.
- Тормоза барабанные.
- На авто наносился огромный логотип концерна. Стекла раздвигались (на первых моделях поднимались).
- В таком виде Т1 выпускался до 1967 года, пользуясь неизменным спросом. Затем ему на смену пришло новое поколение.
При этом в Латинской Америке, Австралии производство булли первого поколения продолжалось, но машины продавались внутри страны.
Технические характеристики Volkswagen T1
Особенностью Фольксваген Т1 была его компоновка – распределение на оси было равномерным. В корме были оппозитный двигатель и топливный бак, их спереди уравновешивала водительская кабина. Грузовой отсек располагался между ними.
- Двигатель на 4 цилиндра.
- Механическая коробка на 4 ступени.
- Полностью зависимая подвеска, торсионная, с балками квадратного или прямоугольного сечения. Сломать ее или перегрузить было невозможно, но на пересеченной местности пассажиры получали экстремальные впечатления.
- Барабанные тормоза с гидравликой.
- Руль – реечный механизм с тягами в форме трапеций.
- Габариты: 4280/1750/1920 мм.
- Колесная база 2400 мм, колея 1360/1370-75 мм.
- Вес – 890-1140 кг, грузоподъемность – до 930 кг
- Скорость – до 110 км/ч.
- Расход топлива – до 9,7л на 100 км.
- Топливный бак на 40 л.
- Руль с двумя спицами.
Плюс по мере развития модели появились:
- электропривод стеклоочистителя
- плафоны в салоне
- пепельница на торпеде
- ковровое покрытие
- радиоприемник.
Обзор Фольксваген Т1
Машина выпускалась под аплодисменты – маленький грузовик, фургон, автобус оказались совершенно необходимыми и своевременными. Им нашлось применение везде.
Комплектации
Volkswagen T1 производился в различных модификациях для разных целей:
- грузовичок с простой и сдвоенной кабиной
- микроавтобус (с 6 окнами или без них)
- микроавтобус повышенной вместимости – до 9 человек, 13 окон, вместе с окном на двери
- редкая модель SambaBUS, выпуск которой был ограничен – с 23 окнами и раскрывающейся крышей
- автомобили специального назначения (полицейские, скорой медпомощи и другие варианты)
- модели с увеличенной высотой
- кемперы заводской комплектации
- автомобили со складной крышей и внутренней палаткой.
Микроавтобус стал излюбленным средством передвижения поклонников хиппи – для них вместительное средство передвижения стало откровением. Были также экспортные варианты, с модифицированными фарами, правым расположением руля.
Для каждой модификации разрабатывался свой уникальный дизайн.
- Остекление – это был особый признак. Чем больше света в салоне, тем круче. Сегодня остекленные модели – это самые дорогие раритеты.
- Хромированные диски, лого компании плакатного размера, а также жабры авто – прорези, сквозь которые поступал воздух для охлаждения двигателя.
- Подъемная крыша натягивала тент, под которым можно было удобно переночевать, не тратя денег на гостиницу.
- В моделях для кемпинга были диванчик, стол и комод.
О популярности машины известно, ее выпуск продолжался в некоторых странах еще многие десятилетия.
Преимущества и недостатки
О недостатках Volkswagen Transporter T1, который стал первым минивэном Фольксвагена и лицом эпохи хиппи, говорить сложно. С точки зрения избалованного потребителя, привыкшего легко менять машины и рассматривать каждую только с позиции комфорта, их предостаточно.
Но в 50-е он поразил всех – своим почти одушевленным лицом, неповторимой конструкцией и техническими преимуществами, которые помнят до сих пор.
Преимущества
- Простота в эксплуатации, обусловленная конструктивными особенностями. Например, простая замена двигателя. Это было просто – заменялась вся группа «цилиндр-поршень». В продаже были готовые запчасти.
- Грузоподъемность автомобиля, едва ли не превышающая его собственный вес. В основе этого – инженерное решение, результатом которого стала точная балансировка машины. Многозвенная рама при посадке водителя создавала ресурс изгибающего момента, который позволял нагружать авто без потери баланса.
- Неубиваемая подвеска.
- В нем нет кондиционера, зато много форточек и окон – свежий воздух обеспечен. Есть рычаг управления заслонкой, а на потолке – блок регулировки направления потоков поступающего воздуха.
Недостатки
(необходимо рассматривать их с учетом точки зрения современного человека, привыкшего к другому уровню комфорта вождения)
- Руль конструировался с трапециевидными тягами и передавал вибрации на руки водителя – то есть на сложной поверхности мог выскочить из рук.
- Салон не отапливался, поэтому в холодных северных странах транспортер не получил распространения.
- В СССР он не очень понравился и по причине нетерпимости к малейшей перегрузке – для нашего менталитета это сложно.
- Плавный ход был гарантирован только при попутном ветре – буквально. Узкая колея, легкость порожней машины и сплошные борта обеспечивали реакцию на встречный, а особенно боковой ветер. Незабываемые впечатления водителю были обеспечены.
- Рычаг коробки передач расположен низко, амплитуда переключений велика, поэтому успешное переключение передач требует тренировки и привыкания.
- Посадку водителя также сложно назвать удобной: руль повернут почти горизонтально, сиденье с уклоном.
Характерные «болячки» авто
- Двигатель работал в паре с автоматическим подсосом, который подавал топливо исключительно по своему усмотрению. Периодически он заливал мотор, который начинал работать с хлюпаньем и хлопками.
- На холоде автомобиль было сложно завести.
- Мотор заклинивался время от времени. Причина этого осталась историческим секретом.
- КП ломалась регулярно – во время поездок начинался скрежет при переключении, и передача становилась недоступной.
- Ни в коем случае нельзя было перегружать авто – с лишними килограммами поездка отменялась.
- В холодном климате машина не работала нормально, зато климат Бразилии пришелся ей по вкусу.
Конкуренты
Назвать любой фургон или грузовик, выпускавшийся в то время, конкурентом Т1 сложно. Это было открытие новой вехи в автомобилестроении – экономичный, компактный автомобиль на раме от легковой машины.
Конкуренты появились позже, но обогнать транспортеры Фольксвагена уже не смогли.
FAQ
Сколько стоит Т1?
Сохранилось не слишком много экземпляров. Минимальная цена – от полумиллиона, в зависимости от состояния. Цена на восстановленные модели измеряется уже миллионами – от 2-2,5.
Стоимость определяется количеством вложений в реставрацию, а также исходной моделью.
Вообще, ими можно пользоваться?
Ездить на таких автомобилях можно, но с учетом того, что управление требует усилий, особенно при плохой дороге. А так это надежная машинка, выглядит антикварно.
Где берут машины для восстановления?
Многие блестящие коллекционные образцы подобраны на свалках. Один из экземпляров пролежал половину века в земле – откопали, собрали все до последнего винтика, взяли на реставрацию.
Интересные факты
- Владельцы транспортера Т1 могут жить спокойно – запчасти на этот автомобиль можно без проблем найти и купить. Как новые, так и бу.
- Любителям гениальной простоты понравится приборная панель – там только спидометр, больше ничего! Чуть дальше располагались рычажки управления поворотниками, дворниками, освещением.
- Интересно, что линейка силовых агрегатов постоянно пополнялась, но все они были однотипными. Оппозитная конструкция с горизонтальными цилиндрами, синхронизированное движение поршней. Это делало движение плавным – на удивление.
- Заслонка карбюратора периодически заливала двигатель бензином, при этом под сиденьем водителя — парадоксальный рычаг подачи резервного топлива.
- Любителям полной тишины в салоне VW Transporter T1 не подойдет – мотор располагался прямо в салоне, отделенный только полом багажника. Его было хорошо слышно.
Подведем итоги
Минималистическое воплощение идеи народного авто – просто, без затей, доступно. Один вид этого автомобиля с его широко открытыми глазами вызывает приступ ностальгии и желание переместиться во времени. Лицо эпохи, VW T1.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.